Translate.Ru PROMT©

Выходной день — для бухгалтера, рабочий — для автомобиля

 Валерий Кузьменок, аудитор

 Большинство юридических лиц имеют в своем распоряжении легковые автомобили, которые «беспощадно» эксплуатируются их руководством, невзирая на выходные и праздники. Подобная практика особенно характерна для негосударственного сектора. Учитывая то, что чаще всего это необходимо для нормальной жизнедеятельности организаций («хочешь жить — умей вертеться!»), бухгалтерия, не задумываясь, включает затраты на содержание служебного легкового автотранспорта в себестоимость продукции (работ, услуг).

Вот здесь организацию и поджидает «ловушка». Налоговый инспектор, пришедший на проверку хозяйственной деятельности организации, может обратить внимание на ошибочное — по его мнению — списание на себестоимость (издержки обращения) расходов по эксплуатации автотранспорта в выходные.

Аргументы, приводимые инспектором, могут быть следующими: выходные дни — это выходные, а не рабочие дни, и автомобиль организации должен стоять на стоянке (или в гараже). Тем более, что он, чаще всего, — собственность организации, а не частного лица — ее директора. А если уж вам дома не сидится и отдыхать не хочется, то где оплата труда наемного водителя в двойном размере, где приказ о производственной необходимости работы в выходные и, тем более, праздничные дни (хотя для бухгалтерского учета выходные и праздничные мало чем отличаются друг от друга — разве что при расчете продолжительности и оплаты отпуска)?

Какие же затраты по использованию автомобилей в нерабочие дни можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) и издержки обращения, а какие нужно списывать за счет источников собственных средств?

В соответствии с п. 2.2.10.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), затраты на содержание служебного легкового автотранспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в соответствии с законодательством включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

В то же время необходимо иметь в виду существующие ограничения по списанию на себестоимость расходов по содержанию служебных автомобилей. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» (НРПА РБ от 07.05.1999, № 5/738) (далее — Постановление № 638) установлено, что юридические лица и их обособленные подразделения включают в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на содержание только одной единицы служебного или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм. Расходы на содержание служебного легкового автотранспорта и на использование для служебных поездок личного легкового автотранспорта сверх установленного количества и норм осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц и их обособленных подразделений.

Эксплуатация автотранспорта, как правило, сопровождается возникновением следующих затрат:

— расходы на горюче-смазочные материалы;

— заработная плата водителей;

— отчисления от фонда оплаты труда водителей;

— амортизация автотранспортных средств;

— затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта;

— экологический налог (за выбросы вредных веществ в атмосферу от сжигания топлива);

— прочие затраты.

Амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) на полное восстановление основных производственных фондов, в случае использования служебных легковых автомобилей во все дни года, включая выходные и праздничные дни, а также расходы по оплате труда водителей, отчисления, производимые от фонда оплаты труда, не относятся к расходам на содержание легковых автомобилей и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в установленном порядке.

Так как для передвижных источников лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не устанавливаются, то все суммы экологического налога — будь-то сверхнормативный расход топлива, расход топлива в выходной день или расходы второго для организации служебного легкового автомобиля — в любом случае относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Таким образом, к расходам, связанным с содержанием служебного легкового автомобиля, согласно Постановлению № 638 относятся только расходы на горюче-смазочные материалы и затраты на ремонт автомобиля. Однако при этом следует иметь в виду, что расходы на горюче-смазочные материалы тоже нормируются в целях списания и отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг). Указанные нормы, как и нормативы затрат на ремонт, никак не связаны с тем, в какой день используется (ремонтируется) автомобиль — в выходной или рабочий. Но иметь основание (приказ, путевой лист) на использование в производственных целях служебного автомобиля, например, в праздник, ни одной организации не помешает.

____________________________________

Опубликовано: Налоговый вестник №5, 2003.

На Главную страницу